пятница, 28 августа 2020 г.

Пойдёмте ужинать в пользу этих бедняков... Благотворительность всласть

Вы удивитесь, как давно это известно.

Небольшой отрывочек из классической работы "Святое  семейство  или  критика  «критической  критики». Против Бруно Бауэра и К (1844)" раскрывает нам секрет обалденной активности буржуа вокруг благотворительных мероприятий. Вы поймёте, отчего буржуа с такой лёгкость расстаются с деньгами в благотворительных мероприятиях (орфография и написание слов из источника).




Сначала персонажи в отрывке:

"Родольф, по отзыву господина Шелиги, — первый слуга государства человеческого рода (Гуманитарное государство шваба Эгидия." Князь Геролыптейнский.

Флёр де-Мари — дочь Родольфа и графини. Мы встречаем Марию среди преступников в качестве проститутки, крепостной слуги у хозяйки кабачка преступников.

Маркиза Дарвиль, Клеменция (из романа Сю «Парижские тайны»)

Шелига (Szeliga) (1820 —1900) — псевдоним Цыхлин фон-Цыхлинского (Zychlin v. Zychlinski) - "Господин Шелига превращает христианство в индивидуальное качество, в «благочестие», а мораль в другое индивидуальное качество, в «прямодушие»."

Франсуа́ Мари́ Шарль Фурье́ (фр. François Marie Charles Fourier; 7 апреля 1772, Безансон — 10 октября 1837, Париж) — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма, основатель системы фурьеризма; автор термина «феминизм».

Ещё с середины двадцатых годов около Фурье начинает группироваться кучка учеников, страстно увлёкшихся созданной им социальной теорией. «Нищета и разврат» — вот как кратко, по мнению Фурье, характеризуются все те печальные экономические и нравственные условия, в которых живёт в его время большая часть человечества.

Иеремия (Дже́реми[2]) Бентам (англ. Jeremy Bentham; 15 февраля 1748 года, Лондон — 6 июня 1832 года, там же) — английский философ-моралист и правовед, социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.

---

Теперь сам отрывок от Маркса и Энгельса:

5. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТАЙНЫ УТИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ, ИЛИ КЛЕМЕНЦИЯ ДАРВИЛЬ.

До сих пор Родольф по-своему вознаграждал добрых и по-своему наказывал злых. Теперь мы, например, увидим, как он извлекает пользу из страстей и «дает надлежащее развитие прекрасным природным задаткам Клеменции Дарвиль».

«Родольф, — говорит Шелига, — указывает ей на развлекающую сторону благотворительности, — мысль, свидетельствующая о таком знании людей, которое свойственно лишь уму, прошедшему через такие глубокие испытания, как ум Родольфа».

Выражения, употребляемые Родольфом в его беседе с Клеменцией Дарвиль, как-то: «делать привлекательным, использовать природный вкус, регулировать интригу, использовать склонность к хитрости и притворству, преобразить властные неискоренимые инстинкты в благородные качества» и т. д., — все эти выражения, равно как и сами склонности, которые здесь по преимуществу приписываются женской природе, выдают тайный источник мудрости Родольфа — Фурье. К нему в руки попало популярное изложение учения Фурье.

Приложение учения Фурье в такой же мере является критической собственностью Родольфа, как и его переделка теории Бентама.

Не в самой благотворительности, как таковой, должна молодая маркиза искать удовлетворения своих человеческих потребностей, не в ней самой она должна находить человеческое содержание и цель деятельности и потому также и развлечения. Нет, благотворительность представляет, наоборот, лишь внешний повод, лишь предлог, лишь материю развлечения, которое может быть достигнуто посредством другого, какого угодно, занятия. Нищета сознательно эксплоатируется, чтобы доставить благодетелю

«пикантное романическое удовольствие,

удовлетворение любопытства, 

всякого рода приключения с переодеваниями, 

нервные потрясения и проч., 

наслаждение своим собственным превосходством над другими».

Тем самым Родольф бессознательно открыл давно открытую тайну, что сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить игрой для аристократии денег и образования, должна существовать для удовлетворения их самолюбия, для щекотанья их гордости, для развлечения.

Многочисленные благотворительные общества в Германии, многочисленные благотворительные учреждения во Франции, многочисленные благотворительные дон-кихотские предприятия в Англии, концерты, балы, спектакли, обеды для бедных, даже сбор пожертвований для потерпевших несчастье, — все это имеет лишь вышеуказанный смысл. В этом виде и благотворительность давно уже организована как развлечение.

Внезапное, ничем не мотивированное превращение маркизы при одном только звуке слова «amusant» [веселый, интересный, увлекательный, занимательный, развлекательный] заставляет нас сомневаться в прочности ее излечения, или же, вернее, ее превращение только повидимому внезапно и не мотивировано, только повидимому вызвано изображением благотворительности как развлечения.

Маркиза любит Родольфа, и Родольф затевает с ней разные переодевания, интригует вместе с ней, пускается с ней во всякие благотворительные приключения.

Впоследствии при благотворительном посещении маркизой тюрьмы St. Lazare обнаруживается ее ревность к Флёр де Мари, и из благотворительного отношения к своей ревности она замалчивает перед Родольфом арест Марии.

В лучшем случае Родольфу удалось научить несчастную женщину играть пошлую комедию с несчастными существами. Тайну изобретенной Родольфом филантропии разоблачает нам тот парижский фат, который после танца приглашает свою даму к ужину следующими словами:

«Ах, мадам, недостаточно танцовать в пользу этих бедных поляков.., будем благотворительны до конца... пойдемте ужинать в пользу этих бедняков»?

КМиФЭ-СС (Маркс К., Энгельс Ф.) 1-е издание. Том 3. 1929 год.



---








Комментариев нет:

Отправить комментарий