среда, 12 июня 2019 г.

Глупые антисталинские Скачки в тёмное настоящее. 12-тое... Андропов против Энвера Ходжи

В связи с празднованием траура на трупе СССР 12 июня эта статья. Она о том, кто и как готовил этот "праздник со слезами на глазах".

Страница сайта посвящена СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАРКСИСТА-ЛЕНИНЦА Энверу Ходже.

«…Никто, как он, не защищал с таким революционным пафосом в любое время и при любых обстоятельствах положения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина от оппортунистических извращений.

Никто, как он, не разоблачал социал-империалистическую и социал-шовинистическую политику и деятельность титовцев, хрущевцев и других ренегатов…»

Из сообщения «Радио Тираны» 11.04.85 г. (Албания)



---

«Марксизм-ленинизм — всепобеждающая идеология. Тот, кто воспринимает, защищает и развивает его, тот участник славной армии революции, великой и непобедимой армии истинных коммунистов, которые руководят пролетариатом и всеми угнетенными в борьбе за преобразование мира, за разгром капитализма и построение нового, социалистического мира».

Энвер Ходжа. «Империализм и революция»
(издание на русском языке, стр. 532, «8 Нентори», Тирана, 1979г.)




---


...На XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 года, группа Хрущева 
после трехлетней подготовки
развернула яростное наступление на основные принципы марксизма-ленинизма и на генеральную марксистско-ленинскую линию, которую КПСС проводила под руководством И. В. Сталина.

Оппортунистические теории о подмене принципа пролетарского интернационализма принципом мирного существования двух систем, мирного соревнования социалистической и капиталистической систем, закрепляющих статус-кво мировой системы капитализма, теории отказа от социалистической революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму в пользу мирного парламентского пути в рамках все той же концепции мирного существования, эти и другие ревизионистские положения получили официальное подтверждение в генеральной линии КПСС.

Еще более сильный удар был нанесен на XX съезде КПСС марксистко-ленинскому учению и социалистическому строю в рамках «секретного» доклада Хрущева.  В этом докладе славный путь, пройденный Большевистской партией со времени смерти В. И. Ленина, очернялся и рассматривался как путь «полный ошибок, больших извращений и чудовищных преступлений».  Этот удар преследовал определенную цель, а именно — узаконить ликвидацию марксистско-ленинской линии КПСС, разработанную на ее предыдущих съездах; принять новую, ревизионистскую политическую линию; подвергнуть ревизии марксизм-ленинизм...

...При прямой поддержке хрущевских ревизионистов активизируются враждебные элементы в рядах коммунистических и рабочих партий стран народной демократии, капиталистического мира, новых государств, добившихся независимости в результате распада колониальной системы...

...Возникла реальная угроза утраты завоеваний социализма в мировом масштабе, превращения ревизионизма в единое господствующее течение мирового революционного процесса.

В этих условиях Албанская партия труда, под руководством Энвера Ходжа, мужественно выступает в защиту основополагающих принципов марксистско-ленинского учения, в защиту завоеваний социализма как в своей стране, так и, являясь составной частью мирового коммунистического и рабочего движения, в защиту завоеваний Октябрьской революции 1917 года в Советском Союзе и социалистических преобразований в странах народной демократии, в защиту борьбы трудящихся за свое освобождение в капиталистических странах, в поддержку прогрессивных национально-освободительных движений.




Это была длительная, принципиальная, бескомпромиссная борьба. Борьба, которая позволила сохранить единство марксистско-ленинских сил против всех проявлений современного ревизионизма, начиная от пришедшего к власти (титовского, хрущевского ревизионизма, маоизма) до рвущегося к ней (еврокоммунизма и т.д.).




Борьба Энвера Ходжа за чистоту марксистско-ленинского учения, против всех проявлений современного ревизионизма снискала ему заслуженное уважение и авторитет в рядах мирового коммунистического движения. А глубокий анализ процессов общественного развития во второй половине XX века с классовых позиций исторического материализма выдвинул Энвера Ходжа в ряды той плеяды общественных деятелей, которых мы по праву считаем классиками марксизма-ленинизма.




Во времена СССР 60-80-ых годов прошлого века, распространение какой-либо правдивой информации о Социалистической Албании жестоко пресекалось, а произведения Энвера Ходжа попадали в категорию работ, только знакомство с которыми приравнивалось к антисоветской деятельности, к борьбе с существующим режимом.





Как и в годы советского социал-империализма, так и в наши дни всякого рода инсинуации, касающиеся как Социалистической Албании, так и ее признанного лидера, пламенного революционера, убежденного марксиста-ленинца товарища Энвера Ходжа, всячески культивируются.

Мы живем в реальном классовом мире. А в этом мире, где антикоммунизм временно стал господствующей идеологией, иное представить сложно.

Цель настоящего сайта — заполнить информационный пробел для русскоязычного пользователя Интернета, связанный с теоретической и практической деятельностью пламенного революционера товарища Энвера Ходжа, а также способствовать распространению идей марксизма-ленинизма.

Настоящий ресурс рассчитан на думающего посетителя, который, получив возможность изучить представленные материалы в подлиннике, сумеет отделить зерна от плевел, правду от лжи антикоммунистической пропаганды...




«Никаким личинам, никаким фальсификациям, никаким отклонениям от научной теории марксизма-ленинизма не суждено долго жить. Они рано или поздно будут выведены на свет, так как идут вразрез с идеалами рабочего класса и народов, борющихся за свое освобождение, подлинную демократию и социализм, за общество без эксплуататоров и эксплуатируемых»

(Энвер Ходжа. «Доклад на VIII съезде АПТ», Тирана, 1981 г., издание на русском языке, стр. 256).

источник

---

ЭНВЕР ХОДЖА
БИОГРАФИЯ

Энвер Ходжа родился 16 октября 1908 года в городе Гирокастре на юге Албании.

Его мать, Гьюло (Gjylo), была простой албанской женщиной.  Отец Энвера Ходжа, Халил (Halil), до и во время первой мировой войны, работавший в эмиграции, был мелким служащим, с трудом обеспечивавшим семью, воспитание и обучение пятерых детей.




Большое влияние на духовное развитие Энвера Ходжа оказал его дядя Хюсен Ходжа (Hysen Hoxha). Этот человек, которого можно было по праву считать настоящим патриотом своей родины, являлся руководителем многих национальных и культурных организаций в Гирокастре, создателем первой албанской школы в этом городе.


Дядя Энвера Ходжа - Хюсен Ходжа


Детство и юные годы Энвера Ходжа прошли в Гирокастре в очень тяжелый для страны период, когда сменявшие друг друга иностранные захватчики сжигали и разоряли целые области, совершали массовые убийства населения, сея повсюду горе и несчастье.

Уже в марте 1913 года, спустя всего лишь три с половиной месяца с даты провозглашения Албании 28 ноября 1912 года независимым государством, город Гирокастра и окружающие области были заняты греческими националистами, которых три года спустя в соответствии с Лондонским тайным договором 1915 года сменили итальянские оккупанты.

Оглашение Советским правительством после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции тайных договоров империалистических держав сыграли большую роль в подъеме национально-освободительного движения в Албании. Антиимпериалистическое движение за обеспечение свободы, независимости и территориальной целостности, против Лондонского договора, предусматривавшего раздел Албании между Италией, Сербией, Черногорией и Грецией, охватило албанский народ.

Это движение,  героическая Влорская битва летом 1920 года, завершившаяся изгнанием итальянских империалистских захватчиков из Албании, включая родной город Энвера Ходжа Гирокастру, оказали на молодого Энвера огромное влияние, укрепили его патриотические чувства.

В 1917-1923 годах Энвер Ходжа учится в гимназии в городе Гирокастре, которая была открыта благодаря усилиям национальных патриотических сил еще в годы итальянской оккупации.

Учеба в школе проходит на фоне нарастающего демократического движения 1920-1924 годов, которое также оставляет неизгладимое впечатление на взрослеющего мальчика.




Энвер Ходжа - ученик Французского лицея города Гирокастры (1923-1924).После успешного окончания гимназии, Энвер Ходжа продолжает обучение (1923-1927г.г.) во Французском  лицее города Гирокастры.

Жизнь научила его ненавидеть врагов Родины, и поэтому, несмотря на свою молодость, он активно присоединяется к демократическому движению 1924 года,Энвер Ходжа в годы учебы. 1926-1927.  носившему революционный, антифеодальный и антиимпериалистический характер. Это движение, кульминацией которого явились вооруженное восстание и  приход к власти буржуазно-демократического правительства в Албании во главе с Фан Ноли в июне 1924 года, просуществовавшего чуть более полугода, явилось составной частью и активным элементом мощного революционного движения народов, начавшегося после Великой Октябрьской Социалистической революции.




В 16 лет Энвер Ходжа стал одним из основателей и секретарем Студенческого Общества города Гирокастры, образованного в июле 1924 года. Эта организация активно пропагандировала идеи свободы, равенства и национальной независимости.

Приход к власти в декабре 1924 года сил реакции во главе с Ахметом Зогу, вторгнувшихся в Албанию при поддержке западных держав, сербских и белогвардейских войск и свергнувших правительство Фан Ноли, навсегда записали Энвера Ходжа в ряды непримиримой оппозиции к режиму средневекового мракобесия, утвердившегося в Албании. Что проявилось, в том числе в руководстве студенческим сопротивлением в ответ на требование зогистской администрации о закрытии Студенческого Общества.

В 1927 году Энвер Ходжа переезжает в город Корчу, где продолжает и заканчивает обучение в Лицее (1927-1930г.г.).

За время обучения во Французском лицее г. Корчи, он изучает прогрессивную иностранную литературу, философию, историю, приобщается к национальной и мировой культуре, большое внимания уделяя изучению албанского языка, многовековых традиций своего народа.
Корча в 1927-1930 годах был достаточно крупным, по меркам Албании, городским центром с нарождающимся рабочим классом. Городом, где революционное движение было наиболее развито. Именно, в городе Корча была образована в 1929 году первая коммунистическая группа, положившая начало организованному коммунистическому движению в Албании.




В этом городе Энвер Ходжа впервые прочитал «Манифест Коммунистической партии», который ему передал рабочий по имени Кочи Бако (Koçi Bako), ряд работ классиков марксизма-ленинизма и албанских коммунистов.

А знакомство с идеями Французской революции XVIII века, пришедшими в соприкосновение с влиянием Великой Октябрьской Социалистической Революции,  еще более вдохновили Энвера Ходжа, открыли для юноши новый мир, новую идеологию, определили его культурное развитие и политические взгляды.




Летом 1930 года Энвер Ходжа с отличием заканчивает Корчинский Лицей и в октябре того же года получает по конкурсу стипендию на обучение на факультете естественных наук в городе Монтпелльер во Франции.

Не имея возможности продолжить обучение социальным наукам, как ему того хотелось, из-за недостатка в деньгах, он поступает на факультет естественных наук, для обучения на котором была предоставлена стипендия. Тем не менее, общественные науки оставались его основной страстью и увлечением.

В течение всего периода обучения, он много времени уделяет изучению истории, философии, особенно изучению марксистско-ленинской литературы. Посещает лекции, семинары в рабочих клубах, организуемые Французской Коммунистической партией.

В период летних отпусков Энвер Ходжа регулярно посещает родной город Гирокастру, отдавая дань уважения своим близким, друзьям, оставаясь тесно связанным со своей родиной.
В ноябре 1933 правительство короля Зогу лишает Энвера Ходжа стипендии.

После неудачных попыток найти работу для продолжения обучения, Энвер Ходжа оставляет Монтпелльер и уезжает в Париж в надежде получить там работу и  там же продолжить обучение на юридическом факультете.


Энвер Ходжа в первый год обучения в городе Монтпелльере.


В столице Франции, городе Парижской коммуны, Энвер Ходжа знакомится с французскими коммунистами, принимает активное участие в работе парижских рабочих кружков и собраниях, проводимых коммунистической партией.

В Париже он установил связь с редакцией газеты «Юманите», органа Центрального Комитета Коммунистической партии Франции, и начал сотрудничать в газете, публикуя материалы, разоблачающие режим Зогу в Албании.

В это же время он изучает главный труд К. Маркса «Капитал» и «Анти-Дюринг» Ф.Энгельса.


Энвер Ходжа как служащий албанского консульства в Брюсселе.


Благодаря собственным усилиям и с помощью своих друзей, в 1934 году Э. Ходжа получает работу служащего в албанском консульстве в Бельгии. Там же он продолжает учебу на юридическом факультете Свободного Бельгийского университета, не оставляя изучение основ марксизма-ленинизма. Изучение марксистко-ленинской теории, сквозь призму складывающейся ситуации в Албании и анализа пролетарского движения, в том числе во Франции, еще более укрепили революционное мировоззрение Энвера Ходжа как убежденного коммуниста.

Однако находившиеся за границей агенты Зогу раскрыли его антизогистскую деятельность. В 1936 году он был уволен с работы под предлогом того, что превратил албанское консульство в Бельгии в арсенал марксистской литературы.


Обращение Энвера Ходжа к албанскому народу с балкона ратуши города Шкодра.
 Сентябрь 1936 год.


В течение всех лет учебы и работы во Франции и Бельгии, в ходе своих поездок в Албанию и обратно, Энвер Ходжа часто останавливался в городе Бари (Bari) в Италии. В этом городе он познакомился со многими антизогистскими эмигрантами, покинувшими Албанию после поражения буржуазно-демократической революции в 1924 году, и имел возможность изучить их настроения, их видения перспектив развития политической ситуации в стране. В дальнейшем эти знания оказались очень полезными и были использованы руководством Коммунистической партии Албании для сплочения всех патриотических сил в борьбе против итальянских оккупантов.

Оставшись без работы и денег и не имея возможности продолжить обучение в университете, Энвер Ходжа летом 1936 принимает решение возвратиться в Албанию.

В это время он уже был коммунистом, который решил всего себя посвятить борьбе за освобождение албанского народа. 

Спустя несколько дней после возвращения на Родину, на могиле известного албанского патриота Байо Топули (Bajo Topulli) в Гирокастре он дал клятву в том, что он до конца жизни будет бороться «за лучшую Албанию», «за процветание Родины», «за настоящее объединение нации». Эта клятва стала для него программой борьбы.

Еще два месяца спустя, Энвер Ходжа принимает участие в торжественном перезахоронении останков национальных героев Албании Черчиз Топулли (Cerciz Topulli) и Мучо Тьулли (Muco Qulli), произнеся речь, в которой выразил свое восхищение патриотами албанского национального движения.

После своего возвращения на Родину, важнейшей задачей для Э. Ходжа стало восстановление контактов с албанским коммунистическим движением.


Али Кельменди - один из первых албанских коммунистов.


В июле 1936 года Энвер Ходжа знакомиться с Али Кельменди,  одним из опытнейших албанских коммунистов, который в 1930 году вернулся в страну в составе Албанской коммунистической группы, созданной в 1928 году в Советском Союзе на базе окончивших курсы Коминтерна албанской революционной молодежи. Прежде, чем правительство Зогу выслало в сентябре 1936 года Али Кельменди за коммунистическую деятельность из Албании, оба коммуниста встречались несколько раз и обсуждали проблемы развития коммунистического и рабочего движения в Албании.


Энвер Ходжа - преподаватель Корчинского лицея.


Зогистские власти с подозрением отнеслись к возвращению Э. Ходжа в Албанию и более месяца отказывали ему в предоставлении работы. В конце концов, он был принят на работу на неполный рабочий день учителем в Тиранской гимназии.

В апреле 1937 года он был принят на неполный рабочий день в Корчинский лицей.
Он установил связь с Коммунистической группой Корчи, созданной еще в 1929 году и ознаменовавшей своим появлением начало организованного коммунистического движения в Албании, и стал одним из самых активных ее членов. Он умело использовал преподавательскую трибуну для вооружения учащихся демократическими и коммунистическими идеями. Он стал также одним из основных воспитателей внешкольной организации «Корчинская молодежь» и неустанным борцом за объединение албанского коммунистического движения.

1939 год. Серьезная опасность нависла над Албанией. Фашистская Италия, которая через многочисленные концессии и несправедливые политические соглашения фактически превратила Албанию в полуколонию, начала приготовления к прямому военному вторжению и оккупации страны. Как прямое следствие глубоко антинациональной политики существующего режима, явился отказ  клики короля А. Зогу и ее приспешников, в лице коррумпированных землевладельцев и крупной албанской буржуазии, от каких либо  шагов для организации вооруженного сопротивления фашистской агрессии.


Энвер Ходжа. Корча, зима 1937-1938.


В этих условиях, только коммунисты могли стать силой, способной организовать народное сопротивление в защиту свободы и независимости Родины. Это прекрасно понимал Энвер Ходжа. Он выделялся среди других членов Корчинской Коммунистической группы своими активными действиями по разоблачению истинных целей фашизма и созданию широкого антифашистского движения.

В марте-апреле 1939 года многочисленные демонстрации, организованные коммунистами проходят по всей стране. По инициативе членов коммунистических групп и албанских патриотов открываются Центры вербовки добровольцев в Тиране, других городах Албании для отражения фашистской агрессии.

7 апреля 1939 года Италия вероломно напала на Албанию.

Зогу и его клика позорно бежали, бросив страну на произвол судьбы. Кровавое и героическое сопротивление албанских патриотов, которые встретили агрессоров с пулями во всех портах Албании и в других местах, было сокрушено вооруженными до зубов фашистскими ордами. Албания была оккупирована.


Энвер Ходжа


Полностью осознавая историческое значение сложившейся ситуации, Энвер Ходжа был среди тех, кто был в состоянии видеть сквозь захлестнувший страну  фашистский мрак будущее своей свободной Родины. Будучи убежденным коммунистом, истинным патриотом своей страны, с первых дней фашистской оккупации он стал пламенным агитатором идеи развертывания Национально-освободительной войны в рядах школьной молодежи.

Учащаяся молодежь еще до оккупации страны отличалась патриотическими и демократическими настроениями. После захвата Албании фашистской Италией учащаяся молодежь одной из первых с большой силой выразила свою ненависть к фашистским захватчикам, став надежной опорой для коммунистического и антифашистского движения в целом.

Из-за своей революционной деятельности и решительной открытой антифашистской пропаганды, а также участия во главе демонстрации от 28 ноября 1939, Энвер Ходжа был отстранен от работы в Лицее.

По решению центра Коммунистической группы Корчи он уезжает в Тирану с заданием расширить на прочной основе деятельность группы, организуя антифашистское движение в столице и в других районах страны.

Коммунистическое движение этого времени в Албании было расколото и представлено рядом групп и организаций, раздираемых разногласиями как между собой в плане перспектив развития коммунистического движения, форм и методов революционной и национально-освободительной борьбы, так и разногласиями внутри каждой из групп из-за раскольнической деятельности отдельных фракций.

Так, одной из таких фракций, нанесший наибольший ущерб намечавшемуся в конце 30-ых – начале 40-ых годов прошлого века единству коммунистических групп в Албании, явилась группа «Молодых». Данная группа выделилась из Коммунистической группы Корчи и выступила с антимарксистской идеологической и политической платформой.

Отдельную опасность для коммунистического движения представляли троцкисты в лице так называемой «албанской коммунистической партии», созданной в Греции и более известной как группа «Зьяри».

Попытки объединения групп в единую партию предпринимались неоднократно, но всегда терпели провал.

Энвер Ходжа стал первым, кто понял, что объединение коммунистических групп должно произойти не путем соглашений между их руководителями, а путем движения снизу, через совместные действия коммунистов в развертывающейся национально-освободительной борьбе.

Оценив решимость рядовых членов коммунистических групп бороться против фашизма и их горячее стремление к объединению коммунистического движения и основанию единой партии, Энвер Ходжа терпеливо и умело повел среди них неустанную разъяснительную и организационную работу.

В качестве маскировки своей революционной деятельности Э. Ходжа умело использует открытый благодаря помощи своих друзей небольшой магазинчик «Флора» («Flora») в Тиране.

Вдохновляемый горячим желанием скорейшего объединения албанских коммунистов в единую партию Энвер Ходжа не отступил перед трудностями, созданными фракционной деятельностью группы «Молодых» и группы «Зьяри». Он находит общий язык с выдающимися активистами другого важного очага албанского коммунистического движения - Коммунистической группы  Шкодера -  Василем Шанто и Кемалем Стафа, которые вскоре стали играть главную роль в этой группе.


Кемаль Стафа и Василь Шанто - активисты Коммунистической группы Шкодера.


Коммунистическая группа Шкодера, первая организация которой была создана еще в 1934 году, охватывала своей деятельностью Тирану, Эльбасан, Гирокастру и другие города.

Важнейшим объединяющим фактором всех коммунистов Албании становиться их совместная борьба с фашизмом. Общая политическая линия сблизила группы Шкодера и Корчи и обеспечила их совместные антифашистские выступления, позднее к ним присоединилась и группа «Молодых».

Среди совместных антифашистских выступлений, проведенных этими группами, наиболее важным была крупная антифашистская демонстрация, организованная в Тиране 28 октября 1941 года, в годовщину фашистского праздника «поход на Рим». В демонстрации приняли участие широкие народные массы столицы.Дом в Тиране, где была основана Коммунистическая партия Албании. Главным организатором демонстрации был Энвер Ходжа.

Фашисты приняли жестокие меры. Энвер Ходжа, преследуемый фашистами, вынужден был уйти в подполье. Фашистские власти заочно приговаривают его к смертной казни. 

Демонстрация в Тиране была пробным камнем сплоченности албанских коммунистов. Она показала силу этой сплоченности в огне борьбы против фашизма и ее большое значение для мобилизации народных масс в рамках развертывающегося национально-освободительного движения.

Тиранское отделение, руководимое Энвером Ходжа, постепенно превратилось в подлинный организационный центр всего коммунистического и антифашистского движения в Албании. Вокруг него сплотились стойкие коммунисты из различных групп. Они составили фундамент той Коммунистической партии Албании (КПА), которая и была основана 8 ноября 1941 года.

Собрание коммунистических групп по вопросу об основании компартии проходило с 8 по 14 ноября 1941 года в Тиране, в условиях подполья.


Дом в Тиране, где была основана Коммунистическая партия Албании.


Собрание коммунистических групп определило идеологические и организационные основы партии и разработало основные вопросы ее генеральной линии в период Национально-освободительной борьбы.

Продолжение...

---

источник

---

О попытке уничтожения Энвера Ходжи:
Пишет d_34 в ЖЖ:

Как Юрий Андропов проиграл Энверу Ходжи в Албании


Пытаясь вернуть Влеру, Андропов недооценил «албанского Сталина»

40 лет назад в первой декаде марта 1977 года потерпел фиаско план андроповского КГБ по свержению Энвера Ходжи – «албанского Сталина» и возвращению СССР на военно-морскую базу около порта Влера, расположенного вблизи Греции и отделенного от Италии узким, 85-километровым проливом.

                                                                  

Эта база, советско-албанская в 1955–1961 годах, ввиду своего географического положения позволяла контролировать морские коммуникации НАТО не только в Адриатике, но и в Центральном и Восточном Средиземноморье. Одновременно под наблюдением были порты титовской Югославии. Но спровоцированный Хрущевым разрыв отношений с Тираной привел к эвакуации этой важнейшей зарубежной базы советского ВМФ на рубеже 1961–1962 годов. А заговор против Ходжи был сорван.

Антисталинская истерия, развязанная в СССР с подачи Хрущева, вызвала резкое осуждение Тираны. А поведение «дорогого Никиты Сергеевича» и его подпевал в ходе визита в Албанию в мае 1959-го сделало окончательный разрыв лишь вопросом времени. Что и произошло весной 1961 года.

В тот же период установились доверительные отношения Хрущева с Тито
Югославия стала именоваться братской страной. Притом что маршал не скрывал давних планов «экспроприировать» Албанию либо разделить ее территорию с Грецией

Но вопреки ожиданиям хрущевцев ни в СЭВ, ни в Варшавский договор (ВД) федеративная республика не вступила. И не предоставила советскому ВМФ базу в каком-либо районе югославской Адриатики. В результате руководство Югославии было названо ревизионистским в Программе КПСС, принятой на ХХII съезде в октябре 1961-го.

Албания с 1960-го переориентировалась на Китай, тоже осуждавший антисталинскую политику хрущевцев. Но после кончины Мао (1976) отношения стали быстро ухудшаться и летом 1978 года были разорваны

Албания, как посчитали в Москве, оказалась предоставлена самой себе, и потому в КГБ решили вернуться на Влерскую базу, свергнув Ходжу с помощью его ближайшего политического окружения. Албанскому лидеру к тому времени исполнилось 70, борьба за властные места в Тиране со второй половины 70-х набирала обороты.

Что касается самой базы, там находилась бригада из 12 советских подлодок, вполне современных по тому времени. Отсюда планировался удар по британским и французским войскам в октябре-ноябре 1956-го в случае захвата ими Каира или Александрии. Именно с Влеры намечалась советская военная помощь Сирии осенью 1957-го в случае вторжения туда Турции.

История с албанской базой закончилась конфликтно: осенью 1961-го последовала ее срочная эвакуация, к тому времени территорию блокировали албанские войска и спецслужбы. Четыре советские подлодки, находившиеся на ремонте (в портах Влера и Дуррес), были захвачены. КНР выразила готовность помочь Албании в случае прямого конфликта с СССР. А Тито посоветовал Хрущеву уступить Ходже, ибо не в интересах Белграда было сохранение этой базы вблизи Югославии.

В своих мемуарах («Хрущевцы», Тирана, 1981) Энвер Ходжа рассказал, в какой восторг пришел Хрущев от Влерской базы (дело было в середине мая 1959 года): «Великолепно, великолепно!» – воскликнул Хрущев по завершении «десанта» на базу вместе с Малиновским (тогдашним министром обороны СССР). Я сперва подумал, что это он говорил о замечательном пейзаже нашей Ривьеры. Но у них совсем другое было на уме. «Какая надежная бухта у подножия этих гор! – говорили они с Малиновским. – Если разместить здесь мощный флот, все Средиземное море от Босфора до Гибралтара будет в наших руках. Мы любого можем зажать в кулак!».

Как отмечает российский историк и политолог Алексей Жаров, «национальная гордость Энвера Ходжи была оскорблена замечанием Никиты Сергеевича насчет того, что из Албании можно сделать отличный курорт». 

Особенно ругательные отношения сложились у Ходжи с Юрием Андроповым: будущий председатель КГБ, как и первый секретарь ЦК, был тогда неколебимым сторонником [ предательской ] «оттепели». 

То же отмечает Федор Бурлацкий

«Необратимый характер советско-албанский раскол принял в 1956 году после осуждения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Особенно конфликтно отношения Ходжи складывались с самим Хрущевым и с Юрием Андроповым». 

Да и сам Энвер не жалует Андропова («Воспоминания», Тирана, 1983): 

«Советским послом в Венгрии в 1956 году был Юрий Андропов – работник КГБ, который позднее сыграл довольно подлую роль в отношении Албании». 

Эти оценки подтверждают роль андроповского ведомства в организации Влерского заговора.




Но до осени 1968-го страна оставалась в Варшавском договоре. Потому была номинальная надежда на восстановление военного присутствия СССР во Влере в случае, например, прямой военной угрозы албанцам со стороны НАТО или Югославии. Но после ввода войск ВД (кроме албанских и румынских) в Чехословакию в конце августа 1968-го Тирана 10 сентября того же года покинула организацию.

А в Кремле опасались, что после «естественного» ухода Ходжи Влерская база, уже выведенная из сферы ВД, перейдет под контроль НАТО. Но не учли главного: Запад с Тито могли оперативно «избавиться» от Ходжи и в целом от албанского сталинизма, тем более после разрыва Тираны с Пекином.

Но та была на ножах с Москвой и Белградом – к выгоде Запада. Да и Тито не желал восстановления решающего влияния СССР в Албании. То есть эта малая страна – ее территория почти вдвое меньше Подмосковья – была нужна и Западу, и Белграду как противовес ВД и СССР. Потому резонно предположить, что экономика, ВС и разведка Албании после ее разрыва с Китаем опирались не только на собственные возможности...

Ставку в Москве сделали на нескольких ключевых министров, в прошлом выдвиженцев Ходжи, но уже подозреваемых им в просоветских и проюгославских настроениях. Похоже, информацию о зреющем в Тиране «антисталинском» заговоре Ходжа получил не только от «Сигурими», поскольку и его, и разведки превентивные действия оказались своевременными и результативными.

Ходжу, по имеющимся данным, планировалось «отставить» по состоянию здоровья на пленуме ЦК под давлением министров обороны, промышленности и торговли, руководства Генштаба, главы Госплана. Или устранить в результате «несчастного случая». 

Тогда упомянутые деятели обратятся к Варшавскому договору за «помощью для защиты социализма и стабилизации положения в стране».

Этот план упредили, а его участников загодя обезвредили. Первым под раздачу попал министр обороны Бекир Балуку, глава заговорщиков. Его еще в 1975-м сделали и. о. министра и вскоре взяли под стражу. 

Затем были арестованы глава Генштаба Петрит Думе и начальник политуправления армии Хито Чако. Им предъявили обвинение «во вредительстве в армии и агентурной работе в пользу империализма, гегемонизма (то есть КНР. – А. Б.) и социал-империализма» (последним термином именовался послесталинский СССР). В 1976-м их расстреляли. 

А в 1975–1977 годах были сняты со своих постов, затем арестованы и расстреляны глава Госплана А. Келлези, министры промышленности и торговли К. Теодоси, К. Нгьели.

План Б («несчастный случай») предполагалось осуществить во время намеченной на февраль-март 1977-го инспекционной поездки Ходжи в северный и восточный регионы. Но ее внезапно перенесли «на неопределенный срок». А спецгруппу из 20 человек (из местных албанцев и эмигрантов), готовившую Ходже автокатастрофу, арестовали в начале марта 1977-го и тут же расстреляли.

Ходжа не стал разглашать детали заговора. Он не мог не помнить ввода войск ВД в Венгрию и Чехословакию, отравления лидеров Чехословакии и Польши – К. Готвальда в 1953-м и Б. Берута в 1956-м. 

Знал Ходжа о ссылке и кончине в СССР М. Ракоши («Первый заложник «обновления»), венгерского оппонента хрущевской политики. 

Как и о самоубийстве в Сургуте в 1973-м героя греческого сопротивления фашизму Н. Захариадиса, резко осуждавшего политику послесталинского СССР. 

Помнил и о провале андроповского «плана 571» (http://vpk-news.ru/articles/34243) по устранению Мао Цзэдуна. Но даже Китай, куда более защищенный, чем Албания, не предал огласке все, что ему известно.

Теперь Албания в орбите НАТО, пользующегося уже модернизированной военной базой во Влере.


---






Комментариев нет:

Отправка комментария