Опыт машиностроителя.
Человек делится с нами своей болью о могуществе нашей страны сейчас. В скобках мои комментарии. Читаем:
Человек, который любит машиностроение
...Уже не первый месяц ведёт интереснейшее сообщество в ФБ под названием "Кубаньжелдормаш" (https://www.facebook.com/kubanzheldorm ash/).
ЗАО «Кубаньжелдормаш» — машиностроительное предприятие в Армавире, производящее инструменты для строительства, ремонта и содержания путей железнодорожного сообщения. Завод был основан в 1933 году.
Там можно узнать о машиностроении всё. И даже больше. Изумительное, ясное, познавательное, искреннее чтиво, которое мгновенно очищает мозги от засилья кремлёвского пропагандистского бреда, создающего лживую картинку, что "Россия встаёт с колен".
Пишет настоящий профессионал, который любит и болеет за своё дело.
Немаловажно, что человек с чувством юмора.
Настоятельно рекомендую. Была бы моя воля - все записи сюда перенёс)) Вот вам несколько для начала.
P.S. Переименовал тег "станкостроение" в "машиностроение". Так корректнее.
О новой технике
Кто работает на заводе, тот знает, как много смысла закладывается в эти два слова "новая техника".
Это самые главные совещания на заводе (лично для меня), потому что они являются тем, что будет с заводом завтра. Если на заводе нет совещаний по новой технике, считайте, что завод уже умер, просто доживает последние месяцы/годы. При этом новой техникой может являться как модернизация текущей продукции, даже успешной и передовой на сегодня, так и совершенно новая техника для других рынков.
Дальше будут строки исключительно исходя из личного опыта, возможно у других всё это поставлено на совершенно иные рельсы и таких проблем нет.
Начну с того, что "Желдормаш" исторически работает с железной дорогой. И со времен СССР завод был оснащен крайне плохо, потому что в те времена импортное оборудование завозилось исключительно для нужд ВПК. При этом на заводе было достаточное оборудование от советских станкостроительных заводов. Как у всех. В конце концов, этого оборудования было достаточно для выпуска той техники, которая была закреплена за заводом в Госплане.
В самом начале своей карьеры на заводе меня отправили на выставку в Брно (Чехия), кстати, первая выставка в истории завода за пределами СССР.
Там я впервые столкнулся с западным машиностроением и колоссальным отрывом в станкостроении. Да, у нас на тот момент были ивановские обрабатывающие центры, но на фоне Deckel-Maho и Chiron, которые я там впервые увидел, они были простыми, медленными и ненадежными, хотя уже тогда они начали ставить стойку Siemens. Но самое главное, что наш собственный стенд был жалким и убогим на фоне западных компаний, даже не в плане оформления стенда, а в плане того, что нам нечего предложить им. Абсолютно нечего. [ Хрущевские нововведения сильно подорвали развитие нашей промышленности. ]
И тогда я понял, что надо искать новые рынки, тем более у них там производится столько всего, о чем у нас даже не слышали. То же навесное на погрузчики, 10 фирм и огромный ассортимент, а у нас всё импортировалось, даже на портовые тяжелые погрузчики. [ Результат троцкизма, поразившего нашу экономику после "оттепели". Посмотрите фильм "Великая сила" 1950 года о классовой борьбе в науке СССР для понимания отставания после убийства Сталина. ]
Если ролик не открывается, вот другая ссылка.
---
Именно с этой идеей я и приехал, а также с идеей гидравлических подъемников. И вот тогда я впервые столкнулся с тем, что техотдел совершенно не готов работать над новой техникой, потому что их всегда всё устраивает [ ленивцы на зарплате ]. Они не думают, что завтра никто не будет покупать выпускаемую продукцию и всё, завод на грани остановки. Но и это оказалось цветочками на фоне того, что мы совершенно не готовы технологически.
Тут важно понять, что практически все маленькие заводы никогда не имели своих КБ, то есть они исторически не были способны создавать и проектировать с нуля [ именно способность проектировать с нуля для своей компании делает эту компанию независимой и успешной ]. Были отраслевые КБ и проектные институты, которые раздавали на заводы новые изделия, которые уже заводские КБ доводили по месту [ этот вариант централизации хорош только при наличии великолепных кадров в центре ]. При заводах были филиалы, которые на 90% были заточены под доведение до ума новой техники и ежедневного ведения уже производимой линейки продукции [ отличная система при наличии на местах энтузиастов ].
И вот тут была основная загвоздка, которая сыграла большую роль. Именно с тех пор у меня выход всегда был один - покупать аналоги, разбирать и копировать [ тупиковый путь всегда второго ]. Инженер-конструктор - товар штучный, создавать могут единицы, в Армавире с этим беда. Ну и конечно же привлекать сильных конструкторов со стороны, чтобы они были первой скрипкой, а свои уже доводят как и прежде.
Если кто-то думает, что скопировать очень просто, тот сильно ошибается. Дело в том, что современное поколение менеджеров "купи/продай" искренне думает, что не надо ничего делать, достаточно просто привезти лучшие мировые образцы, скопировать и производить. Нужны миллиарды, чтобы копировать даже простые вещи. Либо 3D принтеры, как думают современные менеджеры с пустой головой.
15 лет назад я впервые привёз на завод немецкий станок для обработки рельса. И через неделю стало ясно, что вопрос отнюдь не в копировании, а в технологической отсталости. Инженеры разобрали, ахнули и впали в ступор. Мы не можем нарезать зубья, не можем так фрезеровать, не можем калить, не можем лить, мы практически ничего не могли делать с теми допусками и качеством, с которыми работали они [ до этого момента не ставили перед собой таких задач ]. При этом я молчу про уплотнения, РТИ, пластики [ химическая промышленность тоже должна быть отлажена ]. То, что они делали в железнодорожном машиностроении, у нас делали в ВПК [ всё же мы делали это сами и в тайне ]. А именно в этом заложены их компактные габариты, малый вес, скорость, эргономика. Мы могли конечно же скопировать, но у нас получилось на 2 минуты дольше крутит, на 50 кг тяжелее и так далее. И вот после этого я почти 15 лет занимался и занимаюсь техническим оснащением предприятия, чтобы подобраться к их возможностям.
Состояние российского машиностроения на сегодня
Учитывайте, что всё написанное исключительно мой опыт и то, с чем я сталкиваюсь каждый день сам.
Будучи молодым и амбициозным, всегда кажется, что можно горы свернуть, достаточно лишь желания, целеустремленности и работоспособности [ однако у "двигателя" процесса на самом деле всегда особый склад ума не как у всех. Таких единицы ]. В машиностроении всё совершенно не так, тут ничего не зависит от одного человека [ не согласен. Исполнителей много, а решает и "заводит" всегда один особый человек. Если его нет, ничего не поможет ]. В создании машины участвует огромное количество людей. Как говорил Сергей Петрович Капица: "Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать". Вот только вопрос, где набрать столько хороших, читайте профессиональных, специалистов в машиностроении сегодня? В Советское время сидели гениальные головы и получали по 120 рублей. При этом каждый пытался обойти других за счет своего ума [ именно ]. А сейчас невозможно удержать конструктора на машиностроительном заводе, потому что ему местный, условный Горгаз предлагает зарплату в 2-3 раза выше, при этом конструкторской работы не будет вообще. Как говорится "лишь бы чертеж читал".
Очень удобно работать в области купи/продай, там вообще ничего не надо.
Всё это пустозвонство про талантливый маркетинг, про удачливых бизнесменов с коммерческой жилкой, про уникальные внедрения программ учета и влияние расстановки мебели на работоспособность коллектива оставим в стороне. Отец/друг в чиновниках, этого вполне достаточно в нашей стране, чтобы быть гениальным менеджером и продавать в государственную структуру чай в пакетиках по 3 рубля, когда везде он стоит 2. Всё остальное время можно кататься по конференциям, быть участником семинаров "Всё зависит от таланта продавать" и пытаться прорваться в кампус Сколково, чтобы познакомиться с теми, кто закупает не 10 ящиков чая, а 100. А может еще и сахар дадут поставлять, тогда человек из просто очень умного менеджера автоматически превращается в топ-менеджера и входит в кадровый резерв Президента. Тут ничего не поделаешь, сегодня у нас все социальные лифты работают только так.
В машиностроении всё иначе, тут от создания машины до её продажи надо проделать такой объем работы, что даже как-то нелепо сравнивать директора завода с генеральным директором консорциума в Москве, который сидит в Москва-сити. Гора и мышь.
Чтобы перейти глубоко к теме новой техники, хотелось бы объяснить всем, что такое западное машиностроение и что такое российское на сегодня.
Берем в классическом варианте, без перевода мощностей в Азию. На Западе колоссальная кооперация [ научились в сталинском СССР ], то есть каждый занимается узким направлением, но обслуживает по нему практически все предприятия. Со временем они укрупняются и превращаются в монополистов [ наш ФАС с этим яростно борется ]. К примеру по контроллерам Siemens и Mitsubishi, по электрике ABB и Schneider Electric, по гидравлике Denison и Parker, по пневматике Camozzi и Festo и так далее. Да, в Европе еще есть много мелких поставщиков, но их год за годом пожирают огромные концерны.
На западе вообще постоянно проходят большие и локальные выставки по кооперации (subcontract), где любой конструктор может пройти по всем павильонам и собрать в голове машину. При этом он будет знать, где он закажет отливки, где ему сварят станину, где изготовят тормозную систему, кто ему отольёт обшивку из углепластика, кто поставит мосты, кто изготовит стекла, кто займётся электроникой. Только представьте себе, по каждому направлению существуют производства со своей инженерией, которые занимаются от и до по одному направлению! [ сталинская схема колхозов и МТС ] Возьмите каталог по гидравлике, он будет на 200 страниц и там будут гидроцилиндры от 130 до 30000 мм, с шагом в миллиметр. Будучи конструктором, вы практически не ограничены в выборе технологических решений.
Что на сегодня представляет из себя российское машиностроение. Лес, каждый выживает как может. Места для маневра нет. Каждый рассчитывает исключительно на свои силы. Попросите металл по ГОСТу. Вам пришлют 100 документов, где предложат согласовать и подписать допустимые отклонения в +/- 50%. Не хочешь - не покупай.
Много у нас осталось настоящих производств подшипников? Трудно сказать, слишком много стало китайских с маркировкой "Сделано в России".
Про станкостроение вообще говорить нет смысла, загублено всё под ключ. Люди счастливы, если в Петрозаводске кто-то смог отлить станину длиной 5 метров. На всю Россию! Режущий инструмент, мерительный инструмент, сегодня ведь сверло в России невозможно найти нормально! Спросите любого сверловщика или слесаря-сборщика, за счастье, если снабжение купит в ведре сверла из СССР. Если вы окунетесь в то, с чем приходится сталкиваться каждый день, слово "грустно" будет самым оптимистичным.
Не хочется нагонять жути или вливаться в ряды "всё пропало", но надо объективно смотреть на вещи и понимать, где мы реально находимся. Если сегодня решили вкладываться в ВПК, ради Бога, возможно они потянут за собой развитие гражданского машиностроения. Очень хочется верить, хотя вижу совсем другое. За всеми красивыми вывесками и конференциями с государственными программами, по факту мы получаем еще большую зависимость от импорта и еще больше совместных предприятий, где они богатый благодетель, а мы безропотный нищий потребитель.
Пример из жизни.
Государство подписывает программу локализации производства с "инвестором", по которой в этом году будет 10%, в следующем 20%, через 5 лет 60%, а через 10 лет будет все 90%. Как вы думаете, это выгодно западным компаниям? Нет конечно. Что они делают после согласования графика? [ и тут начинается махинация ] Они берут списки сложных деталей, рассылают по ним чертежи на заводы, нам в том числе, просят рассчитать. Мы даём расчет к примеру 100 евро за деталь. Уверен, что в Европе она стоит не меньше 600. Но нам пишут официальное письмо, что готовы эту деталь заказывать по 22 евро. Материал для детали стоит 12 евро к примеру. Что дальше? Из 100 предприятий, на которые разослали, 50 вообще не ответили, их физически уже нет, 40 ответили, что не могут такое изготовить в принципе, а остальные 10 написали, что сделают, но цена будет от 80 до 300 евро (условно). Но всем дают условие, что цена 22 евро за деталь. Все отказываются. Что дальше? Верно, они берут папочку с официальными отказами, идут с ней к нашему государству и говорят, что принятый график локализации производства они бы и рады соблюдать, но посмотрите, ваши заводы все импотенты! [ конец аферы ]
Пора бы понять, нет ни одной компании в мире, которая была бы заинтересована в том, чтобы Россия обладала производством. Отверточная сборка - вот наш потолок. Если кто-то думает, что это не так, слишком далеки от производства.
А теперь попробуйте себя поставить на место человека, который хочет создавать новую технику в России. Даже беглое изучение проблем, с которыми столкнешься, убивает всякое желание на корню. После развала СССР наши "западные партнёры" вкупе с нашими либеральными экономистами "поднимем рюмки за шестисотый" уничтожили под ключ кооперацию, благодаря которой поддерживался спрос на технических специалистов, на технические ВУЗы, на техническую литературу, ГОСТы, техпроцессы и так далее. Разрушили основу основ - инженерные мозги, те самые, которые создают, а не потребляют.
Без кооперации каждое отдельное производство фактически превращалось в туловище без рук и ног. Первое время это компенсировалось техническими мозгами, которые умудрялись замещать потери своим инструментальным производством, опять же спасало резкое падение спроса, но в итоге заводы медленно, но верно скатывались к банкротству и полному разорению. Многие удивятся (кто не в теме), но после развала СССР именно западные компании из нашей страны вывозили за копейки кораблями и жд составами оборудование, которое мы у них покупали за миллиарды долларов, марок, франков и так далее.
Продолжение следует...
Помогает ли государство промышленникам? Право на избирательность
В свете последних событий, когда меня даже знакомые стали спрашивать: "Разве государство тебе не помогает?", решил написать несколько строк об этом, тем более я выбросил приличные деньги на ветер именно на ЭТО.
Хотел бы поднять вопрос о помощи государства, в частности, о пользе различных фондов и агентств, их много сейчас развелось с модными сайтами, лозунгами и пристроенными родственниками с блестящим образованием из Англии или США, с головокружительной карьерой в ООО «Рога и копыта» с уставным капиталом 10 тысяч из трёх человек с оборотом 15 млрд в год, либо в государственной структуре сразу с должности вице-президента и никак не меньше, ведь чтобы возглавить государственный Фонд или Агентство, необходимо обязательно получить управленческий опыт, набить руку и уже с высокой колокольни указывать промышленникам на то, как они должны развиваться и что они делают неправильно. Всё довольно стандартно для текущего состояния управленческих кадров внутри страны. С одной стороны, я практически всегда критикую власть за бездействие в поддержке своих производителей, с другой стороны, меня всегда упрекают, мол, не сидите на месте, под лежачий камень вода не бежит; бегайте, узнавайте и выбивайте. Все рады вам помочь, только вы сами от всего отказываетесь. Оказывается, я идиот, со всех сторон хотят помочь, а я против!
А теперь по делу, как есть. У меня два года был человек в штате, который только и делал, что ездил в Краснодар, Ростов и Москву, чтобы получить хоть какие-нибудь льготы, помощь или финансирование от государства. Вы вообще знаете, что такую помощь государство часто и много оказывает? У нас на Кубани есть замечательный пример в прошлом. Помните агробизнес в Кущевке? Вот им оказывали помощь, ну ещё бы, люди знали как правильно заполнять формы на сайтах.
Так вот. За два года я потратил на командировки не менее 280 тысяч рублей, а толку ноль.
Нас отнесли к малому бизнесу и они готовы были бы помочь, но у нас численность большая. А с большой численностью мы не подходим под программы поддержки среднего бизнеса, потому что у нас обороты маленькие [ на этой фишке ловко играют финансовые спекулянты в нашей стране ].
После всей этой чехарды мы написали письмо на премьер-министра, где просили 15-20 млн рублей на 2-3 года исключительно на два опасных крана, где жизнь людей зависит от состояния кранов. Просил не бесплатно, просил дать под видом какой-нибудь программы под 6-8% годовых, только на эти литейные краны в исполнении А7! В итоге «рассмотрели» и ответили «участвуйте в программах государственной поддержки, коих утверждено очень много». А там всё по новой, то оборот маленький, то численность большая, то не хватает 10 участников куликовской битвы в штате, то у вас основных покупателей шесть, а надо десять, то документы подписали у нотариуса за четыре дня до подачи, а надо было за три, опоздали, уже всё раздали.
Я думаю, что все, кто занимаются производством, меня прекрасно поняли. Развивать тему не хочется, просто надоели эти выпады от бюджетных работников «стучите и вам откроют». У меня тогда логичный вопрос, а что вообще делают отделы промышленности в городах? Для чего они работают и какие функции выполняют? Чтобы губернатор приезжал и посещал заводы, где директора депутаты?
Я заходил снизу, бесполезно. Пытался написать наверх (наивный, не правда ли?), отправляют вниз. Буду думать, что я очень плохой управленец, потому что хорошие добиваются своего и получают государственную поддержку [ откат - "секретное" оружие против чиновника :) ].
Если цеху нужна от меня помощь для запуска производства нового узла, техотдел (с ПДО) пишет служебную, где черным по белому написано, что ему для поставленной задачи требуется - оснастка, инструмент, меритель и так далее. Что я делаю? Правильно, я срочно это закупаю, потому что я знаю, что это нужно. При том, что оснастку мы сами проектируем и изготавливаем. А потом контролирую, что вышло между запросили, получили и изготовили. Что делает эффективный менеджер? Он вообще не знает, что и как производится, из чего и для чего. Поэтому он предлагает создать комиссии, а к ним подкомиссии. Аналогия, думаю, всем понятна.
И еще хотел бы бегло пробежаться своим дилетантским взглядом по тому, чем лично меня попрекают, а именно успешными проектами, которые с радостью государство поддержало.
Я скептик и реалист, жизнь научила, поэтому во всей этой поддержке вижу либо скрытый интерес, либо скрытый интерес. Третьего не надо.
Никогда на моей памяти государство не приходило и не говорило: «Ты вот работаешь, работаешь, может помощь какая нужна?».
Но всегда, когда такая помощь от государства приходила на места, она уходила строго по выкопанным ручейкам. Я даже уверен и знаю, что иногда из центра реально выделяют деньги с искренним желанием помочь, но внизу на эту помощь уже имеют своё личное мнение.
Хочу высказать своё мнение об успешных проектах ФРП (фонд развития промышленности), абсолютно субъективное, как человека, который между ярким риском и блеклым настоящим всегда выберет последнее. Завод на 500 человек не стартап, чтобы пить шампанское, к слову.
ФРП предлагает много реализованных проектов, которые нашу страну выводят в люди. Беру информацию с их же сайта.
1. Аком. Разработка и производство аккумуляторных батарей.
http://www.gk-akom.ru/…/na_akome_sostoy alsya_pusk_novogo_ob…
Реализация данного проекта по созданию импортозамещающей инновационной продукции стала возможной благодаря поддержке Фонда развития промышленности РФ. Необходимо отметить высокую скорость реализации проекта: в декабре 2015 г. компания «АКОМ» получила заём в размере 500 млн. руб. и уже 27 августа 2016 года осуществлен запуск оборудования для первого этапа проекта (для аккумуляторной батареи EFB). Общая стоимость проекта составляет 1,2 млрд. руб.
Кто получал кредит на сумму 15 млн в Сбербанке для закупки оборудования или на срочный ремонт чего-то, тому этих строк достаточно. Просто ребята правильно заполнили заявку. Молодцы. Искренне завидую.
2. Гигиена-сервис мед. Впитывающие средства для ухода за больными и пожилыми людьми.
Прочитал «для ухода за больными и пожилыми», даже комментировать не хочу.
На это государство вообще бесплатно должно выделять деньги и проконтролировать, чтобы производили, и люди, обычные люди, это получали (покупали).
Лишь бы производили внутри страны для своих граждан.
Но цифры при этом очень занимательные. Во второй половине 2015 года ФРП предоставил компании заём в размере 500 млн рублей под 5% сроком на 5 лет для реализации проекта общей стоимостью 1,3 млрд рублей. Уже в начале 2016 года началось производство социально-значимой продукции.
3. Метаклэй. Новый изоляционный материал, который позволяет быстрее и качественнее прокладывать трубопроводы.
В 2009 году АО «МЕТАКЛЭЙ» запустило производство инновационного антикоррозийного защитного покрытия для стальных труб. Продукция производится на основе наномодифицированного полимера.
И цифры. В 2015 году ФРП предоставил компании «Метаклэй» заем в размере 299 млн рублей под 5% годовых для реализации проекта общей стоимостью 517 млн рублей. За счет средств займа, к 2019 году компания намерена производить до 90 тыс. тонн продукции в год, обеспечивая не менее 80% потребности российского рынка материалов для изоляции труб.
Мне достаточно трех первых из списка, чтобы дальше даже не читать. Видимо я настолько погряз в мелком, что уже неспособен думать о большом. Ну и посмотрим, что будет со всеми этими проектами через 5 лет. Хотелось бы ещё глянуть как люди платят % по этим суммам и возвращают деньги, которые взяли, но эту информацию ФРП уже публиковать точно не будет.
Как человек, который живёт и любит машиностроение, могу уверенно вам сказать, что у любого предприятия, у которого руководство довольно текущим положением дел – либо бюджетное финансирование вне зависимости от размера убытков (прибыли там никогда не бывает, только на бумаге), либо 10-летние контракты экспортные (такими заводами можно смело гордиться!). Либо просто сволочи, которые уничтожают очередной завод и через полгода сообщат миру, что дела на самом деле были плохи, но они делали всё, что могли. Скажут об этом, конечно же, уже из Лондона.
Человек, который занимается машиностроением в России, не может быть доволен уже потому, что вызов наладчика на оборудование стоит от 2000 евро за три дня (своего оборудования практически не осталось), потому что химия для литейного производства вся импортная, весь слесарный инструмент в лучшем случае из Беларуси и так далее [ напоминает положение при царской власти ].
Мы-то держимся и будем дальше за свой кусок хлеба биться, но не хочется вранья. А то слушаешь как всё замечательно вокруг и начинаешь думать о том, что занимаешься чем-то не тем.
Предвосхищая некоторые комментарии, сразу сообщаю - да, я завидую! Но белой завистью, потому что если что-то и дойдет до реализации, то хотя бы на производство внутри страны. Дайте мне 50 млн сегодня, я откажусь, потому что не знаю, что будет завтра и чем я буду отдавать, а люди вот так смело берут миллиарды.
А еще я не могу понять, если так всё замечательно у всех, продукция "инновационная и не имеет аналогов в мире", сбыт на годы вперед гарантирован и управленцы так смело смотрят в будущее, почему тогда постоянно одним надо по 100 млрд в год из бюджета для покрытия убытков, вторым правительство решает, что делать с дырой в 200 млрд, у третьих убыток в 10 млрд при запланированной прибыли 30 млрд и так далее. Тут за кредит в 10 млн трясешься, а некоторые...просто умеют правильно заполнять заявки на помощь, других вариантов просто не может быть.
Заводы должны не ярко с помпой открываться и тихо безмолвно закрываться, заводы должны работать. А для этого нужны стабильные заказы, специалисты, кооперация по всей стране, дешевые долгосрочные деньги и самое главное - отсутствие Кипров и всевозможных Островов среди компаний, которые работают внутри страны.
***
Весь обед читал сайт "Сделано у нас", раздел "Производство". Выскажу сейчас крамольную мысль, но после прочтения остался очень неприятный осадок. Понятное дело, что лучше строить и создавать, чем из страны вывозить, но ощущение, что под предлогом промышленного возрождения определенные люди просто решили обогатиться. И эти постоянные "нет аналогов в мире, лучший в мире, самое передовое оборудование в мире"...да, блядЪ, в стране уже нет токарных и фрезерных станков (Беларусь не берем), а вот всё остальное у нас впереди планеты всей.
Как вы относитесь ко всей этой проплаченной риторике, что у нас всё возрождается? У нас в Армавире все заводы в глухой заднице, вокруг тоже, может просто на Юге так дела обстоят в машиностроении/приборостроении, а по всей стране идёт прогресс семимильными шагами, просто мы на отшибе и не видим этого?
А ещё, я уверен, что у всех реальных производственников глаза на лоб лезут, когда на фотографиях два ангара и линия для перемотки плёнки и подписи "инвестировано 2 млрд, инвестировано 5 млрд, инвестировано 10 млрд"...понятное дело, что это для замыливания глаз, цену набивают себе. У нас с Сочинского форума наша администрация каждый год привозит по 70-100 млрд рублей от инвесторов, коровник построили на Промзоне с теплицей за последние 5 лет.
***
"Знаете, предыдущий очерк поделил всех подписчиков на два лагеря. К первому лагерю примкнули те, кто знает реальное состояние нашей промышленности без экспертов, вторые крепко ощетинились в лагере, над которым гордо реет флаг "Мы ведущая индустриальная держава и не ипёт". Эх, второй лагерь...ваши бы мечты и грёзы да Богу в уши..."
источник
---
Человек делится с нами своей болью о могуществе нашей страны сейчас. В скобках мои комментарии. Читаем:
Человек, который любит машиностроение
...Уже не первый месяц ведёт интереснейшее сообщество в ФБ под названием "Кубаньжелдормаш" (https://www.facebook.com/kubanzheldorm
ЗАО «Кубаньжелдормаш» — машиностроительное предприятие в Армавире, производящее инструменты для строительства, ремонта и содержания путей железнодорожного сообщения. Завод был основан в 1933 году.
Там можно узнать о машиностроении всё. И даже больше. Изумительное, ясное, познавательное, искреннее чтиво, которое мгновенно очищает мозги от засилья кремлёвского пропагандистского бреда, создающего лживую картинку, что "Россия встаёт с колен".
Пишет настоящий профессионал, который любит и болеет за своё дело.
Немаловажно, что человек с чувством юмора.
Настоятельно рекомендую. Была бы моя воля - все записи сюда перенёс)) Вот вам несколько для начала.
P.S. Переименовал тег "станкостроение" в "машиностроение". Так корректнее.
Кто работает на заводе, тот знает, как много смысла закладывается в эти два слова "новая техника".
Это самые главные совещания на заводе (лично для меня), потому что они являются тем, что будет с заводом завтра. Если на заводе нет совещаний по новой технике, считайте, что завод уже умер, просто доживает последние месяцы/годы. При этом новой техникой может являться как модернизация текущей продукции, даже успешной и передовой на сегодня, так и совершенно новая техника для других рынков.
Дальше будут строки исключительно исходя из личного опыта, возможно у других всё это поставлено на совершенно иные рельсы и таких проблем нет.
Начну с того, что "Желдормаш" исторически работает с железной дорогой. И со времен СССР завод был оснащен крайне плохо, потому что в те времена импортное оборудование завозилось исключительно для нужд ВПК. При этом на заводе было достаточное оборудование от советских станкостроительных заводов. Как у всех. В конце концов, этого оборудования было достаточно для выпуска той техники, которая была закреплена за заводом в Госплане.
В самом начале своей карьеры на заводе меня отправили на выставку в Брно (Чехия), кстати, первая выставка в истории завода за пределами СССР.
Там я впервые столкнулся с западным машиностроением и колоссальным отрывом в станкостроении. Да, у нас на тот момент были ивановские обрабатывающие центры, но на фоне Deckel-Maho и Chiron, которые я там впервые увидел, они были простыми, медленными и ненадежными, хотя уже тогда они начали ставить стойку Siemens. Но самое главное, что наш собственный стенд был жалким и убогим на фоне западных компаний, даже не в плане оформления стенда, а в плане того, что нам нечего предложить им. Абсолютно нечего. [ Хрущевские нововведения сильно подорвали развитие нашей промышленности. ]
И тогда я понял, что надо искать новые рынки, тем более у них там производится столько всего, о чем у нас даже не слышали. То же навесное на погрузчики, 10 фирм и огромный ассортимент, а у нас всё импортировалось, даже на портовые тяжелые погрузчики. [ Результат троцкизма, поразившего нашу экономику после "оттепели". Посмотрите фильм "Великая сила" 1950 года о классовой борьбе в науке СССР для понимания отставания после убийства Сталина. ]
Великая сила - Ленфильм - 1950 - СССР
Если ролик не открывается, вот другая ссылка.
---
Именно с этой идеей я и приехал, а также с идеей гидравлических подъемников. И вот тогда я впервые столкнулся с тем, что техотдел совершенно не готов работать над новой техникой, потому что их всегда всё устраивает [ ленивцы на зарплате ]. Они не думают, что завтра никто не будет покупать выпускаемую продукцию и всё, завод на грани остановки. Но и это оказалось цветочками на фоне того, что мы совершенно не готовы технологически.
Тут важно понять, что практически все маленькие заводы никогда не имели своих КБ, то есть они исторически не были способны создавать и проектировать с нуля [ именно способность проектировать с нуля для своей компании делает эту компанию независимой и успешной ]. Были отраслевые КБ и проектные институты, которые раздавали на заводы новые изделия, которые уже заводские КБ доводили по месту [ этот вариант централизации хорош только при наличии великолепных кадров в центре ]. При заводах были филиалы, которые на 90% были заточены под доведение до ума новой техники и ежедневного ведения уже производимой линейки продукции [ отличная система при наличии на местах энтузиастов ].
И вот тут была основная загвоздка, которая сыграла большую роль. Именно с тех пор у меня выход всегда был один - покупать аналоги, разбирать и копировать [ тупиковый путь всегда второго ]. Инженер-конструктор - товар штучный, создавать могут единицы, в Армавире с этим беда. Ну и конечно же привлекать сильных конструкторов со стороны, чтобы они были первой скрипкой, а свои уже доводят как и прежде.
Если кто-то думает, что скопировать очень просто, тот сильно ошибается. Дело в том, что современное поколение менеджеров "купи/продай" искренне думает, что не надо ничего делать, достаточно просто привезти лучшие мировые образцы, скопировать и производить. Нужны миллиарды, чтобы копировать даже простые вещи. Либо 3D принтеры, как думают современные менеджеры с пустой головой.
15 лет назад я впервые привёз на завод немецкий станок для обработки рельса. И через неделю стало ясно, что вопрос отнюдь не в копировании, а в технологической отсталости. Инженеры разобрали, ахнули и впали в ступор. Мы не можем нарезать зубья, не можем так фрезеровать, не можем калить, не можем лить, мы практически ничего не могли делать с теми допусками и качеством, с которыми работали они [ до этого момента не ставили перед собой таких задач ]. При этом я молчу про уплотнения, РТИ, пластики [ химическая промышленность тоже должна быть отлажена ]. То, что они делали в железнодорожном машиностроении, у нас делали в ВПК [ всё же мы делали это сами и в тайне ]. А именно в этом заложены их компактные габариты, малый вес, скорость, эргономика. Мы могли конечно же скопировать, но у нас получилось на 2 минуты дольше крутит, на 50 кг тяжелее и так далее. И вот после этого я почти 15 лет занимался и занимаюсь техническим оснащением предприятия, чтобы подобраться к их возможностям.
Учитывайте, что всё написанное исключительно мой опыт и то, с чем я сталкиваюсь каждый день сам.
Будучи молодым и амбициозным, всегда кажется, что можно горы свернуть, достаточно лишь желания, целеустремленности и работоспособности [ однако у "двигателя" процесса на самом деле всегда особый склад ума не как у всех. Таких единицы ]. В машиностроении всё совершенно не так, тут ничего не зависит от одного человека [ не согласен. Исполнителей много, а решает и "заводит" всегда один особый человек. Если его нет, ничего не поможет ]. В создании машины участвует огромное количество людей. Как говорил Сергей Петрович Капица: "Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать". Вот только вопрос, где набрать столько хороших, читайте профессиональных, специалистов в машиностроении сегодня? В Советское время сидели гениальные головы и получали по 120 рублей. При этом каждый пытался обойти других за счет своего ума [ именно ]. А сейчас невозможно удержать конструктора на машиностроительном заводе, потому что ему местный, условный Горгаз предлагает зарплату в 2-3 раза выше, при этом конструкторской работы не будет вообще. Как говорится "лишь бы чертеж читал".
Очень удобно работать в области купи/продай, там вообще ничего не надо.
Всё это пустозвонство про талантливый маркетинг, про удачливых бизнесменов с коммерческой жилкой, про уникальные внедрения программ учета и влияние расстановки мебели на работоспособность коллектива оставим в стороне. Отец/друг в чиновниках, этого вполне достаточно в нашей стране, чтобы быть гениальным менеджером и продавать в государственную структуру чай в пакетиках по 3 рубля, когда везде он стоит 2. Всё остальное время можно кататься по конференциям, быть участником семинаров "Всё зависит от таланта продавать" и пытаться прорваться в кампус Сколково, чтобы познакомиться с теми, кто закупает не 10 ящиков чая, а 100. А может еще и сахар дадут поставлять, тогда человек из просто очень умного менеджера автоматически превращается в топ-менеджера и входит в кадровый резерв Президента. Тут ничего не поделаешь, сегодня у нас все социальные лифты работают только так.
В машиностроении всё иначе, тут от создания машины до её продажи надо проделать такой объем работы, что даже как-то нелепо сравнивать директора завода с генеральным директором консорциума в Москве, который сидит в Москва-сити. Гора и мышь.
Чтобы перейти глубоко к теме новой техники, хотелось бы объяснить всем, что такое западное машиностроение и что такое российское на сегодня.
Берем в классическом варианте, без перевода мощностей в Азию. На Западе колоссальная кооперация [ научились в сталинском СССР ], то есть каждый занимается узким направлением, но обслуживает по нему практически все предприятия. Со временем они укрупняются и превращаются в монополистов [ наш ФАС с этим яростно борется ]. К примеру по контроллерам Siemens и Mitsubishi, по электрике ABB и Schneider Electric, по гидравлике Denison и Parker, по пневматике Camozzi и Festo и так далее. Да, в Европе еще есть много мелких поставщиков, но их год за годом пожирают огромные концерны.
На западе вообще постоянно проходят большие и локальные выставки по кооперации (subcontract), где любой конструктор может пройти по всем павильонам и собрать в голове машину. При этом он будет знать, где он закажет отливки, где ему сварят станину, где изготовят тормозную систему, кто ему отольёт обшивку из углепластика, кто поставит мосты, кто изготовит стекла, кто займётся электроникой. Только представьте себе, по каждому направлению существуют производства со своей инженерией, которые занимаются от и до по одному направлению! [ сталинская схема колхозов и МТС ] Возьмите каталог по гидравлике, он будет на 200 страниц и там будут гидроцилиндры от 130 до 30000 мм, с шагом в миллиметр. Будучи конструктором, вы практически не ограничены в выборе технологических решений.
Что на сегодня представляет из себя российское машиностроение. Лес, каждый выживает как может. Места для маневра нет. Каждый рассчитывает исключительно на свои силы. Попросите металл по ГОСТу. Вам пришлют 100 документов, где предложат согласовать и подписать допустимые отклонения в +/- 50%. Не хочешь - не покупай.
Много у нас осталось настоящих производств подшипников? Трудно сказать, слишком много стало китайских с маркировкой "Сделано в России".
Про станкостроение вообще говорить нет смысла, загублено всё под ключ. Люди счастливы, если в Петрозаводске кто-то смог отлить станину длиной 5 метров. На всю Россию! Режущий инструмент, мерительный инструмент, сегодня ведь сверло в России невозможно найти нормально! Спросите любого сверловщика или слесаря-сборщика, за счастье, если снабжение купит в ведре сверла из СССР. Если вы окунетесь в то, с чем приходится сталкиваться каждый день, слово "грустно" будет самым оптимистичным.
Не хочется нагонять жути или вливаться в ряды "всё пропало", но надо объективно смотреть на вещи и понимать, где мы реально находимся. Если сегодня решили вкладываться в ВПК, ради Бога, возможно они потянут за собой развитие гражданского машиностроения. Очень хочется верить, хотя вижу совсем другое. За всеми красивыми вывесками и конференциями с государственными программами, по факту мы получаем еще большую зависимость от импорта и еще больше совместных предприятий, где они богатый благодетель, а мы безропотный нищий потребитель.
Пример из жизни.
Государство подписывает программу локализации производства с "инвестором", по которой в этом году будет 10%, в следующем 20%, через 5 лет 60%, а через 10 лет будет все 90%. Как вы думаете, это выгодно западным компаниям? Нет конечно. Что они делают после согласования графика? [ и тут начинается махинация ] Они берут списки сложных деталей, рассылают по ним чертежи на заводы, нам в том числе, просят рассчитать. Мы даём расчет к примеру 100 евро за деталь. Уверен, что в Европе она стоит не меньше 600. Но нам пишут официальное письмо, что готовы эту деталь заказывать по 22 евро. Материал для детали стоит 12 евро к примеру. Что дальше? Из 100 предприятий, на которые разослали, 50 вообще не ответили, их физически уже нет, 40 ответили, что не могут такое изготовить в принципе, а остальные 10 написали, что сделают, но цена будет от 80 до 300 евро (условно). Но всем дают условие, что цена 22 евро за деталь. Все отказываются. Что дальше? Верно, они берут папочку с официальными отказами, идут с ней к нашему государству и говорят, что принятый график локализации производства они бы и рады соблюдать, но посмотрите, ваши заводы все импотенты! [ конец аферы ]
Пора бы понять, нет ни одной компании в мире, которая была бы заинтересована в том, чтобы Россия обладала производством. Отверточная сборка - вот наш потолок. Если кто-то думает, что это не так, слишком далеки от производства.
А теперь попробуйте себя поставить на место человека, который хочет создавать новую технику в России. Даже беглое изучение проблем, с которыми столкнешься, убивает всякое желание на корню. После развала СССР наши "западные партнёры" вкупе с нашими либеральными экономистами "поднимем рюмки за шестисотый" уничтожили под ключ кооперацию, благодаря которой поддерживался спрос на технических специалистов, на технические ВУЗы, на техническую литературу, ГОСТы, техпроцессы и так далее. Разрушили основу основ - инженерные мозги, те самые, которые создают, а не потребляют.
Без кооперации каждое отдельное производство фактически превращалось в туловище без рук и ног. Первое время это компенсировалось техническими мозгами, которые умудрялись замещать потери своим инструментальным производством, опять же спасало резкое падение спроса, но в итоге заводы медленно, но верно скатывались к банкротству и полному разорению. Многие удивятся (кто не в теме), но после развала СССР именно западные компании из нашей страны вывозили за копейки кораблями и жд составами оборудование, которое мы у них покупали за миллиарды долларов, марок, франков и так далее.
Продолжение следует...
(с) Яковлев В.В.
----------------
В свете последних событий, когда меня даже знакомые стали спрашивать: "Разве государство тебе не помогает?", решил написать несколько строк об этом, тем более я выбросил приличные деньги на ветер именно на ЭТО.
Хотел бы поднять вопрос о помощи государства, в частности, о пользе различных фондов и агентств, их много сейчас развелось с модными сайтами, лозунгами и пристроенными родственниками с блестящим образованием из Англии или США, с головокружительной карьерой в ООО «Рога и копыта» с уставным капиталом 10 тысяч из трёх человек с оборотом 15 млрд в год, либо в государственной структуре сразу с должности вице-президента и никак не меньше, ведь чтобы возглавить государственный Фонд или Агентство, необходимо обязательно получить управленческий опыт, набить руку и уже с высокой колокольни указывать промышленникам на то, как они должны развиваться и что они делают неправильно. Всё довольно стандартно для текущего состояния управленческих кадров внутри страны. С одной стороны, я практически всегда критикую власть за бездействие в поддержке своих производителей, с другой стороны, меня всегда упрекают, мол, не сидите на месте, под лежачий камень вода не бежит; бегайте, узнавайте и выбивайте. Все рады вам помочь, только вы сами от всего отказываетесь. Оказывается, я идиот, со всех сторон хотят помочь, а я против!
А теперь по делу, как есть. У меня два года был человек в штате, который только и делал, что ездил в Краснодар, Ростов и Москву, чтобы получить хоть какие-нибудь льготы, помощь или финансирование от государства. Вы вообще знаете, что такую помощь государство часто и много оказывает? У нас на Кубани есть замечательный пример в прошлом. Помните агробизнес в Кущевке? Вот им оказывали помощь, ну ещё бы, люди знали как правильно заполнять формы на сайтах.
Так вот. За два года я потратил на командировки не менее 280 тысяч рублей, а толку ноль.
Нас отнесли к малому бизнесу и они готовы были бы помочь, но у нас численность большая. А с большой численностью мы не подходим под программы поддержки среднего бизнеса, потому что у нас обороты маленькие [ на этой фишке ловко играют финансовые спекулянты в нашей стране ].
После всей этой чехарды мы написали письмо на премьер-министра, где просили 15-20 млн рублей на 2-3 года исключительно на два опасных крана, где жизнь людей зависит от состояния кранов. Просил не бесплатно, просил дать под видом какой-нибудь программы под 6-8% годовых, только на эти литейные краны в исполнении А7! В итоге «рассмотрели» и ответили «участвуйте в программах государственной поддержки, коих утверждено очень много». А там всё по новой, то оборот маленький, то численность большая, то не хватает 10 участников куликовской битвы в штате, то у вас основных покупателей шесть, а надо десять, то документы подписали у нотариуса за четыре дня до подачи, а надо было за три, опоздали, уже всё раздали.
Я думаю, что все, кто занимаются производством, меня прекрасно поняли. Развивать тему не хочется, просто надоели эти выпады от бюджетных работников «стучите и вам откроют». У меня тогда логичный вопрос, а что вообще делают отделы промышленности в городах? Для чего они работают и какие функции выполняют? Чтобы губернатор приезжал и посещал заводы, где директора депутаты?
Я заходил снизу, бесполезно. Пытался написать наверх (наивный, не правда ли?), отправляют вниз. Буду думать, что я очень плохой управленец, потому что хорошие добиваются своего и получают государственную поддержку [ откат - "секретное" оружие против чиновника :) ].
Если цеху нужна от меня помощь для запуска производства нового узла, техотдел (с ПДО) пишет служебную, где черным по белому написано, что ему для поставленной задачи требуется - оснастка, инструмент, меритель и так далее. Что я делаю? Правильно, я срочно это закупаю, потому что я знаю, что это нужно. При том, что оснастку мы сами проектируем и изготавливаем. А потом контролирую, что вышло между запросили, получили и изготовили. Что делает эффективный менеджер? Он вообще не знает, что и как производится, из чего и для чего. Поэтому он предлагает создать комиссии, а к ним подкомиссии. Аналогия, думаю, всем понятна.
И еще хотел бы бегло пробежаться своим дилетантским взглядом по тому, чем лично меня попрекают, а именно успешными проектами, которые с радостью государство поддержало.
Я скептик и реалист, жизнь научила, поэтому во всей этой поддержке вижу либо скрытый интерес, либо скрытый интерес. Третьего не надо.
Никогда на моей памяти государство не приходило и не говорило: «Ты вот работаешь, работаешь, может помощь какая нужна?».
Но всегда, когда такая помощь от государства приходила на места, она уходила строго по выкопанным ручейкам. Я даже уверен и знаю, что иногда из центра реально выделяют деньги с искренним желанием помочь, но внизу на эту помощь уже имеют своё личное мнение.
Хочу высказать своё мнение об успешных проектах ФРП (фонд развития промышленности), абсолютно субъективное, как человека, который между ярким риском и блеклым настоящим всегда выберет последнее. Завод на 500 человек не стартап, чтобы пить шампанское, к слову.
ФРП предлагает много реализованных проектов, которые нашу страну выводят в люди. Беру информацию с их же сайта.
1. Аком. Разработка и производство аккумуляторных батарей.
http://www.gk-akom.ru/…/na_akome_sostoy
Реализация данного проекта по созданию импортозамещающей инновационной продукции стала возможной благодаря поддержке Фонда развития промышленности РФ. Необходимо отметить высокую скорость реализации проекта: в декабре 2015 г. компания «АКОМ» получила заём в размере 500 млн. руб. и уже 27 августа 2016 года осуществлен запуск оборудования для первого этапа проекта (для аккумуляторной батареи EFB). Общая стоимость проекта составляет 1,2 млрд. руб.
Кто получал кредит на сумму 15 млн в Сбербанке для закупки оборудования или на срочный ремонт чего-то, тому этих строк достаточно. Просто ребята правильно заполнили заявку. Молодцы. Искренне завидую.
2. Гигиена-сервис мед. Впитывающие средства для ухода за больными и пожилыми людьми.
Прочитал «для ухода за больными и пожилыми», даже комментировать не хочу.
На это государство вообще бесплатно должно выделять деньги и проконтролировать, чтобы производили, и люди, обычные люди, это получали (покупали).
Лишь бы производили внутри страны для своих граждан.
Но цифры при этом очень занимательные. Во второй половине 2015 года ФРП предоставил компании заём в размере 500 млн рублей под 5% сроком на 5 лет для реализации проекта общей стоимостью 1,3 млрд рублей. Уже в начале 2016 года началось производство социально-значимой продукции.
3. Метаклэй. Новый изоляционный материал, который позволяет быстрее и качественнее прокладывать трубопроводы.
В 2009 году АО «МЕТАКЛЭЙ» запустило производство инновационного антикоррозийного защитного покрытия для стальных труб. Продукция производится на основе наномодифицированного полимера.
И цифры. В 2015 году ФРП предоставил компании «Метаклэй» заем в размере 299 млн рублей под 5% годовых для реализации проекта общей стоимостью 517 млн рублей. За счет средств займа, к 2019 году компания намерена производить до 90 тыс. тонн продукции в год, обеспечивая не менее 80% потребности российского рынка материалов для изоляции труб.
Мне достаточно трех первых из списка, чтобы дальше даже не читать. Видимо я настолько погряз в мелком, что уже неспособен думать о большом. Ну и посмотрим, что будет со всеми этими проектами через 5 лет. Хотелось бы ещё глянуть как люди платят % по этим суммам и возвращают деньги, которые взяли, но эту информацию ФРП уже публиковать точно не будет.
Как человек, который живёт и любит машиностроение, могу уверенно вам сказать, что у любого предприятия, у которого руководство довольно текущим положением дел – либо бюджетное финансирование вне зависимости от размера убытков (прибыли там никогда не бывает, только на бумаге), либо 10-летние контракты экспортные (такими заводами можно смело гордиться!). Либо просто сволочи, которые уничтожают очередной завод и через полгода сообщат миру, что дела на самом деле были плохи, но они делали всё, что могли. Скажут об этом, конечно же, уже из Лондона.
Человек, который занимается машиностроением в России, не может быть доволен уже потому, что вызов наладчика на оборудование стоит от 2000 евро за три дня (своего оборудования практически не осталось), потому что химия для литейного производства вся импортная, весь слесарный инструмент в лучшем случае из Беларуси и так далее [ напоминает положение при царской власти ].
Мы-то держимся и будем дальше за свой кусок хлеба биться, но не хочется вранья. А то слушаешь как всё замечательно вокруг и начинаешь думать о том, что занимаешься чем-то не тем.
Предвосхищая некоторые комментарии, сразу сообщаю - да, я завидую! Но белой завистью, потому что если что-то и дойдет до реализации, то хотя бы на производство внутри страны. Дайте мне 50 млн сегодня, я откажусь, потому что не знаю, что будет завтра и чем я буду отдавать, а люди вот так смело берут миллиарды.
А еще я не могу понять, если так всё замечательно у всех, продукция "инновационная и не имеет аналогов в мире", сбыт на годы вперед гарантирован и управленцы так смело смотрят в будущее, почему тогда постоянно одним надо по 100 млрд в год из бюджета для покрытия убытков, вторым правительство решает, что делать с дырой в 200 млрд, у третьих убыток в 10 млрд при запланированной прибыли 30 млрд и так далее. Тут за кредит в 10 млн трясешься, а некоторые...просто умеют правильно заполнять заявки на помощь, других вариантов просто не может быть.
Заводы должны не ярко с помпой открываться и тихо безмолвно закрываться, заводы должны работать. А для этого нужны стабильные заказы, специалисты, кооперация по всей стране, дешевые долгосрочные деньги и самое главное - отсутствие Кипров и всевозможных Островов среди компаний, которые работают внутри страны.
(с) Яковлев В.В.
Весь обед читал сайт "Сделано у нас", раздел "Производство". Выскажу сейчас крамольную мысль, но после прочтения остался очень неприятный осадок. Понятное дело, что лучше строить и создавать, чем из страны вывозить, но ощущение, что под предлогом промышленного возрождения определенные люди просто решили обогатиться. И эти постоянные "нет аналогов в мире, лучший в мире, самое передовое оборудование в мире"...да, блядЪ, в стране уже нет токарных и фрезерных станков (Беларусь не берем), а вот всё остальное у нас впереди планеты всей.
Как вы относитесь ко всей этой проплаченной риторике, что у нас всё возрождается? У нас в Армавире все заводы в глухой заднице, вокруг тоже, может просто на Юге так дела обстоят в машиностроении/приборостроении, а по всей стране идёт прогресс семимильными шагами, просто мы на отшибе и не видим этого?
А ещё, я уверен, что у всех реальных производственников глаза на лоб лезут, когда на фотографиях два ангара и линия для перемотки плёнки и подписи "инвестировано 2 млрд, инвестировано 5 млрд, инвестировано 10 млрд"...понятное дело, что это для замыливания глаз, цену набивают себе. У нас с Сочинского форума наша администрация каждый год привозит по 70-100 млрд рублей от инвесторов, коровник построили на Промзоне с теплицей за последние 5 лет.
"Знаете, предыдущий очерк поделил всех подписчиков на два лагеря. К первому лагерю примкнули те, кто знает реальное состояние нашей промышленности без экспертов, вторые крепко ощетинились в лагере, над которым гордо реет флаг "Мы ведущая индустриальная держава и не ипёт". Эх, второй лагерь...ваши бы мечты и грёзы да Богу в уши..."
источник
---
- Как немецкий "Тигр" оказался лучше советского Т-34...
- Экономика России — это экономика эксплуатации. Доказательство
- "Вы совсем тут с ума посходили!" (Незнайка человечеству)
- Христематика под видом экономики. Гибель цивилизации...
- Ленинское положение актуально по сей день. На примере эсера Хрущева...
- Один месяц, потрясший СССР до основания. Чубайс и ...
- Руанда: коммерческие интересы на крoви. Товарищ...
- Шён был восходящей звездой, но оказался жуликом...
- История биологии — арена идеологической борьбы (Лысенко - Мичурин)...
- Телевизоры СССР
Комментариев нет:
Отправить комментарий